“Давид” – шедевр, точка отсчета славы Микеланджело. Оригинал хранится в Галерее Академии во Флоренции.
ДЕФЕКТНЫЙ МРАМОР
Дело было в ХV веке, когда поступил заказ на статую Давида. Внушительный блок белого каррарского мрамора оказался некачественным и оставался в забвении несколько десятков лет.
Два отличных скульптора, Агостино ди Дуччо в 1464 году и Антонио Росселлино в 1475 году, пытались работать, но потерпели неудачу. Мрамор забросили изуродованным и непригодным для использования.
ГДЕ УСТАНОВИТЬ ГИГАНТА?
В 1501 году 26-летний Микеланджело получил задание изваять статую Давида. Размеры статуи поражают. Скульптура высотой около 5 метров должна быть установлена на одном из контрфорсов церкви Санта-Мария-дель-Фьоре, на высоте 80 метров, под куполом.
ОТСЕКАЯ ЛИШНЕЕ
9 сентября 1501 года, проверив твердость блока несколькими ударами зубила, Микеланджело приступил к работе. Скульптор скрывал свое рабочее место от посторонних глаз за дощатым забором. Процесс работы был окружен ореолом таинственности.
Микеланджело импровизировал, “разговаривал с мрамором, отсекая лишнее”. Сам мрамор подсказывал направление, в котором резец мастера шел в обход дефектных участков.
25 января 1504 года статуя почти закончена. Но, отказавшись от места под куполом Дуомо, было принято решение установить скульптуру на площади Синьории.
НОВАТОРСТВО
Замечательно то, что юный пастух Давид прежде всегда изображался с уже отсеченной головой Голиафа. Микеланджело же впервые воспевает героя победителем, только готовящимся к атаке.
Он обнажен. Камень еще в руке. Праща еще на плече. Но Давид-воин уже победил! Победа уже свершилась в молитве, во взгляде, решимости, воле и вере. Без интеллекта не случилось бы никакой победы!.. Не в этой ли философии заключено величие Возрождения, искусства Нового времени?!
ОТКРЫТИЕ
8 сентября 1504 года статуя Давида была водружена у подножья Палаццо Веккьо, на площади Синьории как символ флорентийской республики. Там она оставалась до ХIХ века.
ПУТЕШЕСТВИЕ В АКАДЕМИЮ
В июле 1873 года ее решили поместить под крышу музея Академии Изящных Искусств. Причина – предотвратить повреждение атмосферными осадками. Но есть еще и неофициальное мнение флорентийцев – на площади Синьории “Давид” стоял бесплатно, а в музей Академии, без заранее купленного билета, не войти!
ЧТО ДУМАЕТ ВАЗАРИ?
“…тот, кто увидит это, не должен быть озабочен тем, чтобы увидеть какое-либо другое произведение скульптуры, созданное в наше время или в другие времена каким-либо другим художником”. Так Джорджио Вазари описывает свое восхищение скульптурой, которая считается одной из самых прекрасных, когда-либо созданных человечеством. Вазари описывает изумление того, кто с близкого расстояния наблюдает за совершенством величайшего шедевра скульптуры всех времен – “Давида” Микеланджело.
“Воистину это произведение превзошло все современные и древние статуи, и греческие и латинские […] с такой мерой, красотой и грацией закончил его Микель Аньоло”.